Компрессор — оборудование, которое выступает источником сжатого воздуха. Без него трудно представить работу автосервиса, в котором практически все установки работают на сжатом воздухе.
Компрессор может работать с различным пневмоинструментом:
-
краскопультами;
-
гайковертами;
-
граверами;
-
продувочными пистолетами;
-
пескоструями;
-
ножницами по металлу;
-
болгарками и так далее.
Его можно подключить к шиномонтажному оборудованию.
Принцип работы компрессора прост: сжатый воздух под давлением нужного уровня подается в рабочий инструмент.
Виды компрессоров
Классификацию приборов проводят по разным признакам:
-
отрасль производства — универсальные, для целей энергетики, химические и другие;
-
тип сжимаемого газа — кислородные, азотные, гелиевые, хлорные;
-
конструкция — поршневой, винтовой.
Винтовой
Это компрессор, состоящий из корпуса цилиндрического типа и двух роторов, выполненных в форме спиралей. Винтовая пара вращается в масляном слое, благодаря чему практически нет трения, и осуществляет забор воздуха. Вращение обеспечивает движение воздуха от места всасывания к зоне нагнетания. Впадины охватывающего ротора, выполняют роль цилиндра. Объем ротора сокращается по мере того, как воздух приближается к стороне нагнетания. Лопасти ротора выступают в роли поршней. При их участии происходит сжатие потока воздуха.
Винтовые компрессоры работают с оборудованием средней и большой производительности. Их преимущества:
-
незначительный уровень вибрации и шума — такое оборудование можно использовать без перестройки автосервиса, так как не нужен специальный фундамент, устанавливая его непосредственно в ремонтном цехе, вы сокращаете протяженность пневмомагистралей;
-
невысокая потребность в масле;
-
долгий срок службы – в механической части компрессора нет слишком подвижных и быстро изнашивающихся деталей;
-
возможность электронного управления – некоторые модели оснащаются такой опцией, за счет чего не нужен постоянный контроль со стороны оператора, можно запрограммировать компрессор на длительную работу;
-
безопасная эксплуатация;
-
высокий коэффициент полезного действия – компрессор эффективно расходует электроэнергию, благодаря чему снижаются производственные затраты, сокращается срок окупаемости.
Хотите еще больше экономии на потреблении электроэнергии? Приобретайте двухступенчатые компрессоры или компрессоры с изменяемой частотой вращения двигателя. С ними вы дополнительно сэкономите до 30%.
Есть у винтовых приборов и недостатки. Ключевой – высокая стоимость. Вместе с тем долгий срок службы и короткий период окупаемости нивелируют этот недостаток. Также вы экономите на установке. Винтовой компрессор стоит на 50–60% больше поршневого, но служит в два-три раза дольше.
Поршневой
На СТО часто используют поршневые компрессоры, так как они стоят дешевле, о чем мы уже писали выше. Но не только. Такие приборы появились раньше винтовых, поэтому хорошо знакомы всем, кто работает в профильных сферах. Еще лет 20 назад они использовались почти на всех промышленных предприятиях.
Поршневой компрессор работает по технологии многоступенчатого сжатия воздуха. Поэтому он отлично подходит для производства и переработки того самого сжатого воздуха или газа.
-
кривошипно-шатунный механизм воздействует на поршень;
-
поршень совершает возвратно-поступательные движения;
-
возникает разреженное давление, под воздействием которого воздух поступает в камеру;
-
при обратном ходе поршня давление растет;
-
пружина прижимает нагнетательный клапан;
-
воздух выталкивается в воздуховод.
Поршневые компрессоры могут быть безмасляными и масляными. У первых снижен коэффициент трения. Они неприхотливые и недорогие в обслуживании.
Преимущества:
-
невысокая цена;
-
отсутствует необходимость в замене масла;
-
удобная транспортировка.
Недостатки:
-
непродолжительная непрерывная работа;
-
небольшой запас.
Масляные компрессоры оснащены блоком со смазкой, за счет чего увеличивается срок эксплуатации двигателя.
Преимущества:
-
высокая производительность;
-
устойчивость к продолжительным нагрузкам.
Недостатки:
-
нужен постоянный контроль уровня масла, его доливка, обслуживание системы.
Также их классифицируют по типу привода.
-
С ременным приводом. На них установлены две поршневые системы. Большой шкив увеличивает крутящий момент. У такого оборудования высокая производительность. Его выбирают для длительного беспрерывного использования с несколькими потребителями, подключаемыми одновременно.
-
С прямым приводом. Приборы такого типа более простые и доступные. Они подходят для личного гаража или мелкой автомастерской, дают среднюю производительность. Такое оборудование рассчитано на цикличную нагрузку, время непрерывной работы, как правило, не превышает 20 минут.
Особенность поршневых компрессоров заключается в том, что они оснащаются системой водяного/воздушного охлаждения. Она защищает от самовозгорания смазки компрессора при интенсивных нагрузках.
Сжатый воздух в поршневой установке сильно нагревается: на выходе температура может превышать 150 градусов Цельсия. Часть этого тепла поглощают элементы головки компрессора, остаток нужно вывести, чтобы избежать перегрева и преждевременного износа.
Для этих целей используют принудительное охлаждение головки. Кроме того, ее делают негладкой, а с ребрами из сплавов с нужным показателем теплопроводности. Но даже этого может быть недостаточно для полноценного охлаждения. По этой причине поршневое оборудование не рекомендуется эксплуатировать слишком долго без перерывов.
Критерии выбора компрессора для автосервиса
Чтобы выбрать хороший компрессор для СТО, не слишком дорогой, но достаточно надежный, обращайте внимание на такие параметры:
Рекомендуется выбирать компрессор, производительность которого на 20% превышает аналогичный параметр пневмоинструмента, с которым вы планируете его использовать. Если таких инструментов несколько, учитывают показатель самого мощного. Игнорируя такую поправку, вы не сможете обеспечить стабильное давление на выходе. Как результат – перегрев аппарата и преждевременная поломка.
2. Давление. Рабочий параметр прибора меньше максимального в среднем на 20%. Например, для установки с максимальным показателем 8 бар, рабочий показатель составит примерно 6 бар. Этот параметр сравнивают с аналогичным у пневмоинструмента. Он должен превышать последний на 1–2 бара. Для примера: рабочее давление в окрасочных пистолетах составляет в среднем 3–4 бар, в пневмоинструменте — 6,5 бар, шиномонтажном станке — 8-10 бар. Точные данные указаны в паспортах оборудования.
Важно! Компрессоры поддерживают давление в ресивере с поправкой по отношению к максимальному -2 бар. Так, если в паспорте прибора указано давление 13 бар, он даст на выходе 11–13 бар. При этом незначительное падение давления возможно в пневмотрубах, которые идут от компрессора к инструменту, работающему на сжатом воздухе, поэтому лучше выбирать компрессор с небольшим превышение максимального давления, заявленного для работающих с ним устройств.
Компрессоры с прямым приводом чаще всего оснащаются ресивером объемом от 6 до 50 л. Ременные модели — от 50 до 100 л. Мощные модели для СТО и производственных целей идут с ресиверами объемом до 500 литров. Если вам нужен прибор для небольшой автомастерской, достаточно ресивера до 24 литров. При интенсивных работах, в том числе одновременно с несколькими инструментами, выбирайте модели от 50 литров.
И еще немного о том, на что стоит обратить внимание:
-
Наличие в конструкции компрессора ручки и колеса для транспортировки. Это необязательное условие, но его выполнение существенно прибавит комфорта.
-
Наличие гарантии, сервисного обслуживания, доступность заказа запчастей и выполнения ремонта в вашем городе.
Если вы планируете подключать к компрессору несколько инструментов с разными показателями потребления по воздуху, установите регулятор между потребителем и шлангом. Он позволит настраивать давление непосредственно для каждого потребителя.
Если вы все еще сомневаетесь, какой компрессор выбрать для вашего автосервиса, обращайтесь к нашим консультантам. Они зададут вопросы, чтобы понять условия эксплуатации оборудования, и предоставят лучшие модели на выбор.