Автоподъемники – это оборудование, без которого трудно представить полноценную работу автосервиса. Они применяются при диагностике и ремонте автомобилей, облегчая выполнение таких операций, как шиномонтаж, кузовные и слесарные работы, стайлинг, развал-схождение и не только. Вместе с тем выбор подходящей модели подъемника для той или иной автомастерской может оказаться непростой задачей, ведь на рынке присутствует множество видов подобной техники, и отличия между ними весьма существенны. Помочь разобраться во всем этом многообразии – задача данной статьи.
Классификация подъемников
Какой-либо одной универсальной системы классификации автоподъемников не существует, поскольку разные виды таких устройств отличаются друга от друга большим числом параметров. Среди них можно назвать габариты, назначение, массу, грузоподъемность, мощность электродвигателя, высоту подъема и не только. Чаще всего, однако, подъемную технику для СТО объединяют в группы по двум ключевым характеристикам – типу конструкции и привода.
В зависимости от особенностей конструкции выделяют устройства таких видов:
-
Одностоечные подъемники – с одной точкой опоры
-
Двухстоечные – с двумя точками опоры
-
Четырехстоечные – с четырьмя точками опоры
-
Ножничные (параллелограммные) – с опорным основанием на двух ножничных механизмах
-
Плунжерные – с подъемными платформами на плунжерах гидроцилиндров
Что касается типов привода, то наиболее распространены среди них такие:
-
Электромеханический
-
Электрогидравлический
-
Пневматический
При выборе оборудования для автосервиса на эти характеристики рекомендуется обращать внимание в первую очередь, поскольку именно они в значительной степени определяют сферу применения и цену автомобильных подъемников.
Одностоечные подъемники
Подъемные устройства с одной стойкой – это самый простой и доступный тип автоподъемников. Они поднимают автомобиль только с одной стороны за пороги или колеса, но зато могут похвастаться весьма скромными габаритами. Грузоподъемность различается в зависимости от варианта исполнения устройства: до 2500 килограммов у стационарных моделей и до 800 килограммов – у передвижных. Мобильные подъемники дополнительно комплектуются страхующими механизмами, которые предотвращают опрокидывание конструкции при подъеме авто.
Благодаря своим небольшим размерам одностоечные модели хорошо подходят для небольших мастерских и гаражей, однако сфера их применения не настолько широка, как у более продвинутых устройств с большим числом стоек. Чаще всего оборудование такого типа используется для шиномонтажа, а также мойки и антикоррозийной обработки днища легковых авто и небольших внедорожников.
Преимущества:
-
Простота использования одностоечного подъемника
-
Малые размеры
-
Мобильность (у некоторых моделей)
Недостатки:
-
Невысокая грузоподъемность
-
Ограниченность сферы применения
Двухстоечные автоподъемники
Двухстоечные подъемники встречаются в автомобильных сервисах, пожалуй, чаще всего. Конструктивно они состоит из двух вертикальных колонн, на которых установлены подъемные лапы (кронштейны). Благодаря грузоподъемности, достигающей пяти тонн, такое оборудование пригодно для обслуживания не только легковых, но и грузовых автомобилей. Поворачивающиеся передние кронштейны позволяют работать с транспортными средствами как с короткой, так и с длинной базой, а отсутствие рабочей площадки обеспечивает свободный доступ к ходовой части.
Двухстоечные подъемники делятся на два основных типа: с верхней и нижней синхронизацией. Модели с верхней синхронизацией характеризуются повышенной устойчивостью, благодаря которой исключается создание деформирующих нагрузок на кузов авто. Главным же достоинством устройств с нижней синхронизацией можно назвать возможность их использования в помещениях с относительной небольшой высотой потолков.
Сфера применения двухстоечных автоподъемников весьма широка. Помимо шиномонтажа и антикоррозийной обработки, они подходят для проведения полноценного технического осмотра, общесервисных и арматурных работ.
Преимущества:
-
Возможность использования двухстоечных подъемников для выполнения всех основных типов ремонтных работ
-
Наличие механизма защиты от самопроизвольного поворота лап
-
Аварийная система спуска автомобиля на случай отключения электроснабжения
Недостатки:
-
Потребность в регулярном техническом обслуживании
-
Повышенные требования к уровню квалификации персонала
Четырехстоечные подъемники
Подъемное оборудование этого типа представляет собой конструкцию из четырех опор, на которых установлена рабочая платформа или два отдельных трапа. Подобные устройства, как правило, имеют крупные габариты и высокую грузоподъемность (вплоть до 45 тонн), что определяет основную сферу их применения – техническое обслуживание грузовых автомобилей, автобусов и спецтехники. Четырехстоечные подъемники хорошо подходят для использования на постах контроля и для регулировки угла установки колес (развал-схождение). Вместе с тем многие стандартные процедуры выполнить на таком оборудовании не удастся, поскольку подъем транспортных средств производится не за пороги, как в случае с другими видами подъемников, а за колеса.
Автоподъемники с четырьмя опорами могут оборудоваться как гидравлическим, так и электромеханическим приводом мощностью до 3 киловатт. Специальные системы синхронизируют работу подъемных механизмов, что предотвращает перекос рамы, а наличие страхующих устройств исключает возможность падения платформы в случае поломок. Время подъема автомобиля на подобном оборудование обычно составляет от 45 до 50 секунд, тогда как обратный спуск занимает не больше 25 секунд.
Преимущества:
-
Высокая грузоподъемность, позволяющая работать с грузовыми авто и специальной техникой
-
Удобная система управления
-
Наличие системы аварийного опускания платформы на случай отключения электроснабжения
Недостатки:
-
Крупные габариты
-
Высокая стоимость
-
Необходимость в регулировке во время эксплуатации
Ножничные (параллелограммные) автоподъемники
Параллелограммный подъемник состоит из опор с двумя ножничными механизмами, которые удерживают два параллельно расположенных трапа или сплошную рабочую площадку. Такие устройства могут быть как передвижными, так и стационарными, при этом в последнем случае возможна установка подъемника вровень с полом. В качестве приводов обычно используются гидроцилиндры, которые позволяют быстро, плавно и без перекосов поднять автомобиль на нужную высоту.
Благодаря малым габаритам и мобильности ножничные автоподъемники подходят не только для крупных, но и для небольших автосервисов. В сложенном состоянии они почти не занимают места в помещении, а по своим функциональным возможностям мало уступают более крупным четырехстоечным устройствам. Стационарные подъемники ножничного типа пригодны для технического обслуживания грузовых автомобилей и спецтехники массой до 25 тонн, а также для регулировки угла установки колес. Передвижные модели, как правило, рассчитаны на работу только с легковыми авто весом до 2,5 тонны, а устройства со сплошным столом и грузоподъемностью до одной тонны предназначены в первую очередь для подъема и ремонта отдельных автомобильных агрегатов.
Преимущества:
-
Небольшие размеры подъемника
-
Мобильность (у некоторых моделей)
-
Возможность установки вровень с полом
-
Большая грузоподъемность
-
Высокая надежность и безопасность
Недостатки:
-
Высокая стоимость
-
Повышенные расходы на техническое обслуживание
Плунжерные автомобильные подъемники
Плунжерные автоподъемники имеют простую, но эффективную конструкцию. Они состоят из подъемной платформы или трапов, закрепленных на концевых частях плунжеров гидроцилиндров, откуда и происходит название этого оборудования. Число таких плунжеров может варьироваться от одного до четырех.
Плунжерные автомобильные подъемники предлагаются в двух вариантах исполнения: с напольной установкой и с заглублением в пол (встречаются чаще). В последнем случае опущенный автоподъемник почти не занимает места в помещении, что является одним из достоинств таких устройств.
Подъемники плунжерного типа подходят для выполнения общесервисных и кузовных работ, а также пригодны для использования на участке мойки. В поднятом состоянии они не препятствуют открытию дверей и доступу к основным рабочим зонам авто, включая крылья, двигатель и переднюю часть. При необходимости несколько плунжерных автоподъемников можно объединить в одну систему, что позволит обслуживать крупногабаритные и длинномерные транспортные средства. Кроме того, такие подъемники легко настраиваются для работы с любым типом клиренса.
Преимущества:
-
Минимальная потребность плунжерных подъемников в свободном пространстве в помещении
-
Удобство доступа ко всем частям авто, отсутствие кабелей и колонн, мешающих работе персонала
-
Высокая скорость подъема при почти полной бесшумности
-
Надежность и долгий срок службы
-
Нетребовательность к техническому обслуживанию
Недостатки:
-
Высокая стоимость
-
Сложность монтажа
Автомобильные подъемники с электромеханическим приводом
Подъемное оборудование с электромеханическим приводом – самое доступное среди всех подобных устройств. Рабочим органом в нем служит система «винт-гайка», имеющая один существенный недостаток – потребность в частом обслуживании. Осматривать такое оборудование рекомендуется ежедневно и при первых же признаках износа страховочной гайки деталь необходимо менять. Помимо этого, трущиеся части автоподъемника нуждаются в регулярной смазке, которая в дешевых моделях выполняется вручную, и только в более дорогих – автоматически.
Электромеханические автомобильные подъемники существуют в стационарном и в мобильном исполнениях и могут оснащаться одним или двумя приводами. Усилие между колоннами в одномоторных устройствах передается при помощи цепи, ремня или трансмиссионного вала (наиболее предпочтительный вариант), а в двухмоторных моделях проименяется электронная синхронизация приводов. В случае неправильной установки оборудования подъем автомобиля может выполняться с перекосом, что ведет к быстрому выходу из строя рабочих механизмов, а иногда и к падению самого транспортного средства.
Грузоподъемность автомобильных подъемников с электромеханическим приводом составляет от двух до восьми тонн. Чаще всего, однако, в продаже встречаются устройства, рассчитанные на работу с транспортом, весящим не больше пяти тонн.
Преимущества:
-
Низкая стоимость плунжерных автоподъемников
-
Отсутствие потребности в дополнительных стопорах для предотвращения падения авто
-
Простота эксплуатации
Недостатки:
-
Потребность в частном техническом обслуживании
-
Меньшая долговечность в сравнении с другими типами подъемников
Автомобильные подъемники с электрогидравлическим приводом
Электрогидравлические подъемники встречаются в автосервисах наиболее часто. Как правило, такие устройства оборудуются единственным электромотором с гидравлическим насосом и двумя гидравлическими цилиндрами. Подача гидравлической жидкости осуществляется через специальные шланги, а для синхронизации подъемных механизмов используются тросы из стали. Тросы и гидравлические шланги могут проходить как по полу, так и в перекладине между стойками: в этих случаях говорят о нижней и верхней синхронизациях соответственно. Модели с верхней синхронизацией не загромождают пол, облегчая заезд и выезд автомобилей, а оборудование с нижней синхронизацией позволяет работать с внедорожниками, ГАЗелями и другим подобным транспортом.
В сравнении с электромеханическими автоподъемниками модели с электрогидравлическим приводом имеют более высокую цену, но при этом обладают большей надежностью и не требуют дорогого и частого техобслуживания. Таким образом, в случае регулярного использования подъемника в автосервисе покупка электрогидравлической модели будет более предпочтительной.
Преимущества:
-
Высокая надежность и долгий срок службы электрогидравлического подъемника
-
Низкий расход электроэнергии
-
Большая скорость и плавность подъема
-
Низкая шумность
-
Невысокая стоимость технического обслуживания
-
Безопасность благодаря наличию дополнительных опор
Недостатки
-
Дороговизна в сравнении с электромеханическими автоподъемниками
Автомобильные подъемники с пневматическим приводом
Подъемники с пневматическим приводом использует для подъема автомобиля энергию сжатого воздуха. Подобными приводными механизмами оборудуются, как правило, ножничные подъемные устройства, предназначенные для шиномонтажных работ и мойки. Помимо этого, такое оборудование можно применять для незначительного ремонта ходовой части, включая замену тормозных колодок, шаровых опор, рулевых наконечников, и не только.
Пневматические подъемники не требуют подключения к электросети – их механизмы приводятся в движение с помощью воздушного компрессора. Благодаря отсутствию электрических соединений и масла оборудование этого вида пожаро- и взрывобезопасно, что позволяет использовать его окрасочно-кузовных цехах. Дополнительную степень безопасности обеспечивает предохранительный стопор.
Автоподъемники с пневматическим приводом не нуждаются в сложном монтаже. Их можно установить в любом нужном месте как на полу, так и в уровень поверхности, в том числе за пределами помещений.
Преимущества:
-
Отсутствие необходимости подключении подъемника к электросети
-
Высокая скорость подъема автомобиля
-
Надежность, безопасность и простота конструкции
-
Мобильность
Недостатки:
-
Ограниченная сфера применения
Выбор автомобильного подъемника: на что еще обратить внимание
Вид привода и конструкции – это, конечно же, не единственные параметры, на которые стоит обращать внимание при выборе автомобильного подъемника. Помимо них, большое значение имеют такие особенности подъемного оборудования, как:
-
максимально допустимый вес автомобиля (грузоподъемность)
-
высота подъема
-
размер рабочей платформы
-
напряжение электропитания
Грузоподъемность – одна из ключевых характеристик автоподъемника, определяющая то, какие именно транспортные средства сможет обслуживать СТО. Для работы с легковыми автомобилями будет достаточно моделей, рассчитанных на нагрузку не больше 2,5 тонны, а для внедорожников, фургонов и микроавтобусов желательно иметь в наличии оборудование грузоподъемностью 2,5-6 тонн. Подъемники с более высокой грузоподъемностью позволят ремонтировать грузовики и спецтехнику.
С грузоподъемностью напрямую связана такая характеристика автоподъемников, как мощность электродвигателя. Чем выше масса транспортного средства, тем большая электрическая мощность необходима для его подъема, и тем выше расход электроэнергии. Большинство видов подъемных устройств для автосервисов рассчитаны на подключение к трехфазной электросети с напряжением 380 В, однако в продаже можно найти и модели, работающие от однофазной сети. Такие устройства имеют меньшую мощность, но подходят для использования в гаражах.
Высота подъема автомобиля – еще один важный параметр, влияющий на сферу применения подъемных устройств. Большинство подъемников способно поднимать транспортные средства на высоту до двух метров, чего хватает в большинстве случаев. Так, 1 метра достаточно для шиномонтажа и ремонта отдельных элементов конструкции авто, 1,5 метра – для рихтовки, покраски и других кузовных работ, а подъем на 2 метра позволит работать с подвеской и осями автомобиля. Еще большая высота подъема требуется редко – например, при обслуживании автобусов с высокой крышей.
Помимо высоты подъема, при выборе подъемного оборудования стоит учитывать и минимальное расстояние от верхней части его лап до пола. У большинства моделей этот параметр равен 95-110 миллиметрам, но для работы с автомобилями, имеющими низкий клиренс (спортивные или тюнинговые авто), нужны подъемники с подхватом 75-90 миллиметров.
Что касается размера рабочей площадки подъемника, то здесь выбор зависит от того, с каким именно автомобильным транспортом планирует работать СТО. Так, для обслуживания легковых автомобилей и легких грузовиков хватит платформы длиной до 4,5-5 метров, в то время как для длинномерных транспортных средств может потребоваться платформа длиной до 12 метров.