Подъемное устройство для автомобильной ямы, известное также как ямочный, канавный домкрат или траверса, является неотъемлемым инструментом на любом автосервисе. Оно используется для выполнения работ по регулировке схода-развала и обслуживанию подвески автомобилей, включая грузовые машины.
При выборе оборудования следует учитывать несколько ключевых параметров, несмотря на их ограниченное количество. Важно подобрать размеры оборудования, его грузоподъемность и тип, который будет наиболее подходить для предполагаемых задач.
Назначение
На автосервисах и станциях технического обслуживания для подъема авто с передним или задним приводом часто используется траверс, известный также как подъемник автомобильный канавный. Эти устройства необходимы для корректировки углов установки колес и обслуживания подвески. В зависимости от места установки различают траверсы, предназначенные для монтажа на автоподъемнике, и те, что встраиваются в смотровую яму.
Гидравлические варианты чаще годны для точной настройки углов схода/развала конструкции, а также для диагностики или необходимого ремонта подвески. При выборе агрегата основным критерием будет его грузоподъемность. Существуют и другие модели траверса, которые можно интегрировать в четырехстоечные подъемники для облегчения работ по обслуживанию автомобильных осей.
Профессиональные автосервисы оборудуют смотровые ямы специальными траверсами, так как основная доля технических операций (около 70%) требует подвешивания ходовой. Для настройки углов развала и схождения используются исключительно ямные домкраты, поэтому комплекты для коррекции углов колес всегда включают траверсу.
Ямные домкраты неотъемлемы и при ремонте большегрузных транспортных средств, как автобусы и грузовики, где они выступают в качестве первостепенного подъемного оборудования. Хотя в качестве альтернативы могут использоваться подкатные колонны, они обходятся значительно дороже по сравнению с траверсами, при этом предлагая сопоставимую эффективность.
Основные виды
Разнообразие автосервисного оборудования включает множество уникальных конструкций, каждая из которых имеет своеобразные особенности и комплектации, а это однозначно обеспечивает расширенный спектр функциональных возможностей. Существуют канавные траверсы, которые могут быть как напольными, так и подвесными. Отдельные модели в каждой из этих категорий могут различаться по набору компонентов и дизайну, что однозначно определяет их применимость для определенных видов работ.
Напольные домкраты
Устройство имеет базу с четырьмя колесиками и вертикальный гидравлический столб, внешне схожий с нижней частью офисного стула. Напольные домкраты могут поднять оборудование на значительную высоту, а их поршень, часто выполненный по телескопической технологии, может выдвигаться до 1,1 метра и более.
Благодаря встроенному пневматическому насосу, скорость выдвижения поршня без нагрузки может быть ускорена. Тот же насос может обеспечить быстрое опускание при необходимости, а подъем груза обычно осуществляется с помощью ножной педали.
Мобильные напольные подъемники выделяются способностью подхватывать автомобили с низким дорожным просветом. Они обеспечивают точную и надежную фиксацию груза, даже если устройство дополнено траверсой для увеличения устойчивости.
Домкраты подвесного типа
Подъемные устройства, которые мы рассматриваем, относятся к категории полустационарных и предназначены для перемещения по заранее установленным направляющим. Каждый сооружение состоит из основания на четырех колесах и приводного устройства, которое может быть выполнено в пневматическом, гидравлическом или механическом исполнении. В процессе подъема грузов применяются системы с траверсами, поршневыми механизмами или ножничного типа. Штоки подвесных моделей обычно выдвигаются на длину до семи сотен миллиметров.
Первоочередные преимущества подвесных лифтов заключаются в их надежности захвата, простоте эксплуатации и возможности осуществлять подъем с большей скоростью по сравнению с их напольными аналогами. Благодаря этим особенностям они пользуются оправданной популярностью у профессионалов авторемонта. Подвесные лифты как нельзя более удачно годны для манипуляций с различными категориями автотранспорта, от легковых машин и до непосредственно фургонов. При этом для обслуживания грузовиков и тяжелой техники лучше применять более мощное подъемное оборудование.
Разновидности по типам приводов
Канавные подъемники отличаются по типу привода. Этот критерий классификации определяет как технические характеристики, так и общую производительность устройства. Существует три основных вида приводов: гидравлический, пневматический и комбинированный пневмогидравлический. Подвесные модели могут оснащаться любым из этих типов приводов, тогда как для напольных моделей характерно использование гидравлических или пневмогидравлических систем.
Гидравлические
Устройства отличаются простотой и доступностью, однако характеризуются относительно медленным подъемом поршня и ограниченным ходом, который не превышает 900 мм. Ускорить процесс подъема можно за счет установки дополнительного насоса, что при минимальной загрузке значительно повышает скорость. При этом основной насос будет эффективен для перемещения тяжелых грузов, но его работа будет медленнее.
Отмечается, что гидравлические системы могут быть интегрированы как в напольные, но такж и в подвесные конструкции домкратов. Ножничные подъемники обычно оснащаются гидроцилиндрами, а при этом традиционные поршневые модели часто комплектуются стандартными бутылочными механизмами.
Пневмогидравлические
В данных агрегатах используется комбинация жидкости и сжатого воздуха как рабочее вещество. Эти устройства являются более сложными: воздух оказывает давление на насос, который перекачивает масло в цилиндр. Обычно, шток быстро достигает груза, но после этого скорость подъема снижается, и процесс продолжается уже с помощью ручного управления. Пневмогидравлические подъемные механизмы, используемые в смотровых ямах, способны обеспечить подъем на значительную высоту, порой превышающую 1,1 метра, при среднем давлении в системе около 7 атмосфер.
Пневматические
Этот вариант подъемного оборудования относится к менее обычным и чаще всего используется в конструкциях подвесных канавных лифтов. Для поднятия груза в этих системах применяются либо ножничный механизм, либо перемещаемая траверса. Домкрат на пневматике дает заметное более стабильное, а также плавное поднятие на поверхность высотой более 250 мм, а скорость при этом может контролироваться оператором.
В сравнении с альтернативными типами приводов, этот агрегат имеет относительно низкую грузоподъемность, которая обычно составляет 3-3,5 тонны. Для его функционирования требуется компрессор, создающий давление примерно в 5-6 атмосфер. Пневматический привод слегка различается с гидравлическим по цене и имеет объективные плюсы, а также возможные недостатки.