Во многих узлах, установленных в тракторах, сельскохозяйственной и иной технике, происходит регулярное наполнение консистентными смазывающими веществами с повышенными вяжущими свойствами. Особенно эффективной такая процедура становится, если используются специальные нагнетатели смазки, разговор о которых и пойдет далее.
Для чего используются солидолонагнетатели
Нагнетатели смазки являются незаменимым оборудованием, которое используется в процессе заправки автотранспорта и механизмов консистентными смазывающими веществами.
Нагнетатели смазки
Нагнетатель смазки (еще их называют солидолонагнетателями) является смазочно-заправочным оборудованием, с помощью которого подается вязкая смазка в узлы и элементы автотранспорта.
Некоторые узлы тракторов, сельскохозяйственной и спецтехники, стационарных и передвижных установок смазывают веществами повышенной вязкости, к числу которых относится солидол, литолом и прочее. Заполнением смазкой таких узлов происходит в процессе сборки и последующего планового обслуживания. Пластичная смазка добавляется в узлы и детали машин без необходимости разборки агрегатов посредством пресс-масленки с применением нагнетателей смазки.
Нагнетатели смазки используются в следующих ситуациях:
-
С их помощью подается консистентная смазка в агрегаты машин через пресс-масленку под воздействием повышенного давления;
-
Для временного хранения смазывающих составов, их защиты от грязи и утечки.
Нагнетатели смазки используются на станциях технического обслуживания, на предприятиях промышленного назначения, а также в организациях, занимающихся ремонтом машин. Они применяются и в процессе обслуживания авто в домашних условиях. Перед приобретением нагнетателей важно ознакомиться с их разновидностями, конструкциями, функционалом и спецификой.
Виды, конструкции и характеристики нагнетателей смазки
Большинство нагнетателей смазок обладают сходным устройством. Они состоят из четырех узлов:
-
Плунжерного насоса с повышенным давлением;
-
Привода насоса;
-
Емкости для хранения смазки и системы ее подачи к насосному оборудованию;
-
Смазочной головки и трубопровода для подачи смазочного вещества.
Смазочные вещества пластичного типа, к числу которых относится солидол, литол и прочие, обладают повышенной вязкостью, поэтому перекачивать их обычными насосами невозможно. С учетом этого в нагнетателях смазки применяются насосы плунжерного типа, благодаря которым происходит подача материалов малыми порциями. Такого рода насосная конструкция включает в себя корпус, плунжер и приводное устройство. Боковая стенка насосной установки оснащена подающим отверстием или клапаном, а под плунжером расположен обратный клапан, открытие которого происходит под воздействием определенного давления. Этот клапан предотвращает возвращение смазывающего состава в насосную установку.
Принцип работы плунжерного насоса достаточно простой. В процессе движения плунжера от обратного клапана, в резервуаре цилиндра происходит разрежение воздушных масс, благодаря которому (и посредством установки, подающей смазочное вещество к насосу), происходит заполнение цилиндра смазкой. В случае обратного движения плунжера осуществляется перекрывание подающего отверстия или клапана, в связи с чем в резервуаре цилиндра внезапно возрастает уровень давления (до 200-500 атмосфер), в этот же момент происходит открытие клапана и заполнение полости узла, подвергаемого смазке. Таким образом, в процессе поступательно-возвратного движения плунжера осуществляется обеспечение порционной подачи смазывающего состава.
Насосы с повышенным давлением у нагнетателей смазки могут различаться своими конструкциями, но все они обладают одинаковым принципом работы. А различия прослеживаются лишь в исполнении, в разновидности применяемого привода плунжера, объеме резервуара для смазывающего состава и в других характеристиках.
По типу исполнения нагнетатели смазки могут быть:
-
Ручными;
-
Передвижными;
-
Стационарными.
Нагнетатели ручного типа - это приспособления с малыми габаритами, которые можно удерживать в руке. Нагнетатели передвижного типа - это установки объемом 8-20 литров (или же они вовсе не имеют емкости), которые можно передвигать посредством тележки. Стационарное оборудование - это станции, в которых допускается подача смазки к постам, расположенным на значительном расстоянии. Далее разберем ручные, переносные и передвижные нагнетатели смазки.
В настоящее время выделяют следующие виды нагнетателей смазок ручного, переносного и передвижного типа:
-
Шприц рычажного (ручного) типа;
-
Шприц, оснащенный пневматическим приводным устройством;
-
Шприц, в котором предусмотрен электрический привод (аккумуляторного или сетевого типа);
-
Нагнетатели переносного и передвижного типа, в которых предусмотрен ножной привод;
-
Нагнетатели передвижного типа, в которых установлен электрическое приводное устройство;
-
Нагнетатели передвижного типа, в которых предусмотрен пневматический привод;
-
Нагнетатели бочкового типа, которые оснащены пневматическим приводным оборудованием.
Каждая разновидность обладает определенными конструктивными характеристиками.
Особенности ручного рычажного нагнетателя смазки
Этот нагнетатель представляет собой полный цилиндр, на одной торцевой части которого расположен плунжерный насос с рычажным приводным устройством, а другая торцевая часто оснащена поршнем со штоком с рукояткой. От клапана насосного устройства отходит труба, на которой имеется смазочная головка. Таким образом, приспособление обретает форму шприца. Плунжер насосной конструкции двигается благодаря рычагу, а смазочный состав подается к насосу посредством поршня. Перед началом работы поршень вынимается, в корпус помещается солидол (250-500 мл), затем происходит возвращение поршня в исходное положение. После чего осуществляется соединение смазочной головки и пресс-масленки. Посредством рукоятки поршня смазывающий состав двигается к насосной конструкции, и в результате раскачивания рычага смазывающее вещество оказывается в агрегате.
Нагнетатели переносного и передвижного типа, в которых предусмотрен ручной и ножной привод
Нагнетатели такого типа производятся в двух исполнениях:
-
Солодонагнетатель, в котором предусмотрена собственная емкость на несколько литров;
-
Нагнетатели стандартного типа с емкостью, объем которой составляет 12-20 литров.
Первый вариант представляет собой металлическую емкость, верхняя часть которой оснащена крышкой с рычагом и трубкой на конце с плунжером. Если перед нами конструкция ножного типа, то она приводится в действие посредством педали, размещенной у основания резервуара. Смазочный состав подается в пресс-масленку посредством смазочной головки, которая имеет форму пистолета.
При втором варианте резервуар отсутствует. Он представляет собой крышку и вертикальную трубку, оснащенную мембраной (поршнем и резиновой юбкой), предназначенной для выравнивания уровня смазывающего состава. Такая конструкция может быть установлена в стандартной заводской емкости, в которую поступает смазочный состав. Также в комплекте с нагнетателем может идти тележка с рукояткой и двумя колесами с установленным на ней резервуаром со смазкой.
Нагнетатели ручного и передвижного типа, в которых предусмотрен электрический привод
Оборудование ручного типа обладает конструкцией, которая аналогична рычажному нагнетателю, но вместо рычага в ней имеется электрический двигатель и редуктор. Электродвигатель оснащен питанием от аккумулятора 12/24 В или от сети 220 В.
Нагнетатели смазки передвижного типа имеют более сложное строение, поскольку они обладают большей вместимостью и производительностью. С их помощью осуществляется подача вязкого смазочного состава. Конструкции такого рода оборудованы бункерами по смазку со шнеком и рыхлителем, посредством которого производится подача смазочного вещества к насосу. Привод насосного устройства и шнека осуществляется благодаря электрическому двигателю. Насос соединен со шлангом со смазывающим пистолетом, посредством которого происходит подача смазки к пресс-масленку.
Пневматические нагнетатели ручного, передвижного и бочкового типа
Во всех этих нагнетателях предусмотрены пневматические двигатели, которые питаются от сжатого воздуха. В нагнетателях ручного типа применяется пневмодвигатели компактных размеров, встроенные в корпус. В передвижных нагнетателях вместо рукоятки установлен двигатель пневматического типа.
Нагнетатель бочкового типа - это упрощенная версия передвижных конструкций. Они состоят из пнемодвигателя с трубой и плунжером на конце. Эта разновидность располагается в горловине стандартных резервуаров, и благодаря им происходит подача смазочного состава в пресс-масленку.
Как выбрать и применять нагнетатели смазки
Выбирая вариант нагнетателя смазки важно брать во внимание объемы предстоящих работ и особенности использования конструкций. Если речь идет о применении в домашних условиях, то лучше воспользоваться небольшими нагнетателями-шприцами ручного типа. Они недорогие, простые в использовании и надежные. Если же предстоит работа с несколькими машинами или стационарной установкой, то лучше отдавать предпочтение переносной конструкции ручного или ножного типа и резервуаром на несколько литров. Если же обслуживание является массовым, то лучше выбирать электрические и пневматические нагнетатели. В этом случае оптимальным вариантом является оборудование для стандартных объемов резервуара в 12–20 литров.
Эксплуатация нагнетателей осуществляется в строгом соответствии с инструкцией по использованию и рекомендациями общетехнического характера. Если нагнетатель смазки выбран с учетом всех требований, то он станет неотъемлемой частью процедуры технического обслуживания автотранспорта на протяжении длительного времени.