Гидравлические домкраты пользуются высоким спросом. Механизм их действия основан на рабочей жидкости. Как правило, это техническое масло. Чтобы подъемник исправно работал, а его механизмы не изнашивались раньше времени, важно поддерживать правильный уровень масла. Недостаток рабочей жидкости приводит к снижению эффективности домкрата, а то и к поломке. Поэтому важно время от времени доливать масло. Мы расскажем, как поменять рабочую жидкость в домкратах разных видов.
Какие домкраты требуют замены масла
-
Бутылочные. Этот вид подъемников используют водители и мастера, обслуживающие авто. Бутылочные домкраты недорогие, надежные, простые в эксплуатации. Они могут обладать грузоподъемностью свыше 100 тонн, но, как правило, водители приобретают модели, рассчитанные на работу с автомобилями весом до 2 тонн. В основе механизма лежит цилиндр, емкость с маслом и насос, который перекачивает жидкость между блоками.
-
Ромбовидные. Это домкраты для работы с легковыми автомобилями. Отличаются устойчивостью, но, как правило, не могут обеспечить большую высоту подъема. С конструктивной точки зрения в их основе лежит небольшой бутылочный подъемник, дополненный блоками на шарнирах.
-
Подкатные. Принцип действия подкатного домкрата напоминает бутылочные модели, однако конструкция намного сложнее. Подкатные подъемники требуют ровной поверхности, они мощные и прочные, поэтому рассчитаны на эксплуатацию в условиях мастерской.
Независимо от типа конструкции нельзя недооценивать роль технического масла в работе подъемника. Принцип гидравлических подъемников основан на движении в закрытом резервуаре жидкости. Единственный подвижный элемент в этом герметичном сосуде с маслом – шток. Когда масло наполняет резервуар, оно выталкивает шток, а специальный клапан не позволяет маслу попадать в другие блоки. По большому счету, именно сила движения технической жидкости позволяет поднимать и удерживать грузы.
Почему в качестве технической жидкости производители подъемников используют именно масло? Оно обеспечивает плавность хода, подъем и спуск груза без рывков. Кроме того, в отличие от воды или спирта, масло не способствует коррозии металла, даже наоборот: предотвращает порчу, истирание механизмов.
Важно не только правильно залить масло в подъемник, но также выбрать подходящую его марку. Техническая жидкость не должна быть слишком вязкой, наоборот: ищите варианты с вязкостью ниже среднего. Оптимально, если вы приобретете специальное гидравлическое масло. Если по какой-то причине купить его невозможно, в домкратах можно использовать индустриальные или веретенные технические жидкости.
Не используйте для домкратов тормозную жидкость! В сети иногда можно встретить целые инструкции, как заменить масло тормозной жидкостью с целью экономии. Однако, заливая ее в подъемник, вы вовсе не экономите, поскольку срок эксплуатации механизмов сокращается в несколько раз. Менять масло нужно по меньшей мере раз в год.
Удаление отработанного масла
Прежде чем заменить масло, нужно слить старое. Это справедливо по отношению ко всем видам домкратов. Старую техническую жидкость нужно полностью удалить из системы, после чего промыть емкость очистителем или керосином, чтобы избавиться от следов старого масла.
Не пренебрегайте этим этапом! Нельзя просто добавить новую жидкость систему. Кроме избавления от следов отработанного масла, у этой процедуры есть и еще один плюс: заодно вы чистите клапаны домкрата. Исключение составляют только ситуации, когда домкрат новый, но немного протекла техническая жидкость. Тогда можно только залить недостающий объем, не меняя масло полностью.
При этом важно убедиться, что жидкость, которую вы доливаете, точно такая же, как и та, что уже содержится в системе. Смешивать несколько видов масла нельзя. Поэтому, если стопроцентной уверенности в идентичности нет, лучше слить жидкость из домкрата и заменить ее новой. Если же инструментом активно пользовались, удалить старую жидкость из системы критически важно.
Как заправить бутылочный домкрат
-
Подготовьте инструменты и материалы: 300 мл масла, поддон для слива старой жидкости, медицинский шприц.
-
Найдите на корпусе домкрата пробку, которая закрывает слив, обычно она находится где-то в верхней части. В новых бутылочных моделях используют резиновые пробки, поэтому их легко извлечь без специальных инструментов. В старых моделях пробка может быть посажена на резьбу, так что потребуется отвертка.
-
Перед тем как извлечь пробку, опустите до упора шток. После этого извлеките заглушку и слейте на поддон старое масло.
-
Наполните шприц новым маслом и залейте его в резервуар. Жидкости достаточно, если она начала вытекать из отверстия.
-
Закройте кран и поднимите шток.
-
Во время заправки в систему домкрата попал воздух, поэтому его нужно выпустить. Открутите кран, опустите шток. Доливайте масло из шприца и закручивайте кран до тех пор, пока шток полностью не выйдет.
-
Закройте пробку.
Обратите внимание: когда домкрат удерживает груз, шток не должен опускаться. Если это происходит, механизм неисправный, и нужно искать причину поломки. Вы можете попытаться установить ее самостоятельно, однако не прогадаете, если доверите ремонт специалистам. Они смогут намного быстрее разобраться, что не так с подъемником, и устранят неисправность.
Как правильно заменить масло в подкатном домкрате
Чтобы удалить из системы отработанное масло, можно разобрать домкрат. Это не потребует много времени, но намного проще перевернуть подъемник, предварительно откачав при помощи шприца часть жидкости. Это необходимо, чтобы не появилось много масляных потеков. Если же вы не планируете полностью заменить масло, а только заливаете недостающее, разбирать подъемник и вовсе не нужно.
Алгоритм действий такой:
-
Опустите упор и закройте кран.
-
Найдите на корпусе домкрата пробку и вытащите ее (обычно это круглая деталь в верхней части цилиндра).
-
Наберите новое масло в шприц и плавно залейте в емкость, пока жидкость не подойдет к краю отверстия.
-
Накачайте домкрат, чтобы поршень вышел до предела.
-
Выпустите воздух из системы, откручивая кран и опуская упор. При необходимости – подливайте масло. Повторять нужно до тех пор, пока уровень технической жидкости в резервуаре не перестанет уменьшаться.
-
Закройте пробку.
Как правильно залить масло в ромбовидный домкрат
Внешне домкраты этого типа выглядят сложными и даже хрупкими, однако из всех видов подъемников их заправлять проще всего. Как правило, емкость с маслом находится рядом с рукояткой насоса: справа или снизу. Производители предусматривают возможность залить техническую жидкость сразу двумя способами: через верхнюю крышку или сбоку, где предусмотрено специальное отверстие.
Чтобы залить масло через боковое отверстие, нужно положить домкрат набок так, чтобы это отверстие оказалось сверху. Упор следует опустить, открыть крышку и при помощи шприца долить масло. После этого закройте кран, поднимите упор и накачайте насос, удаляя из системы воздух. Откручивайте кран и опускайте поршень, пока не поднимется шток. В процессе потребуется доливать масло.
Заливать масло в ромбический домкрат через верхнюю крышку намного удобнее, поскольку не приходится переворачивать подъемник. В остальном принцип действия тот же: опускаете до нуля упор, открываете крышку и доливаете масло. Для этого можно использовать не только шприц, но и масленку. Аккуратно удаляете воздух из системы, закручиваете крышку – и дело сделано. Однако предварительно следует проверить, как работает домкрат с новым маслом: попробуйте осторожно поднять какой-нибудь груз и закрепить его на небольшой высоте.
Протестируйте домкрат перед началом работы, чтобы убедиться, что шток не опускается произвольно, когда механизм удерживает груз. Тест не только покажет, что вы все сделали правильно, но также поможет вовремя заметить неисправности. Еще один важный нюанс – крышки, защищающие емкости с технической жидкостью. Как правило, их можно снять при помощи обычного ножа или даже монетки, но иногда вам может потребоваться разводной ключ – все зависит от особенностей домкрата. Не забывайте проверить плотность прилегания крышки после завершения процедуры.