
Что такое балансировка колёс
Стоит представить себе, что водитель мчится по автотрассе на легковой машине, но вместо ровного перемещения ощущает дрожание рулевой колонки и сильнейшую вибрацию кузова. С увеличением расстояния эта ситуация усугубляется. Многие начинающие водители просто не понимают и впадают в панику, ошибочно считая, что подвеска авто вот-вот развалится.
В реальности первопричиной этому – это разбалансировка колес. Если вовремя не купировать эту проблему, то может наблюдаться не только определенный дискомфорт в движении, но также будет фиксироваться ускоренный износ подвески и перерасход бензина.
Почему нужно вовремя делать балансировку колес?
Данная операция относится к процессу размеренному распределения массы колесного диска касательно его оси вращения. Ведь колесные диски и резина не встречаются идеально круглыми. При их изготовлении допускаются отклонения, то есть в некоторых местах толщина может оказаться избыточно толстой, а в других – тонкой. Из-за таких особенностей на повышенных скоростях колесный диск начинает вращаться крайне неравномерно. Для компенсации этой погрешности, в шиномонтажной мастерской как раз и принято проводить определенные действия.
Какие причины негативно влияют на баланс колес?
Их много, но следует выделить основные:
- Износ резины. Протекторная часть резины способна стираться крайне неровно. Это можно обнаружить при некорректном давлении в шинах, расстроенной геометрии подвески или при езде.
- Износ диска. Зимой это явственно ощущается на большинстве колес из-за появления пятен коррозии или даже трещин. Если еще автотрассы постоянно поливаются антиобледенительными реагентами, то стальные и алюминиевые диски сильно страдают от прогрессирующей коррозии.
- Некорректное закрепление резины. При халатной работе мастеров могут возникать серьезные ошибки: шина могла быть установлена неравномерно по посадочному борту или плохо отцентрована. Если неправильно подкачивать воздух, то резина не способна ровно «сесть» на закраину диска. Малый сдвиг способен привести к вибрационным воздействиям даже во время неспешной поездки!
- Удары. При механических ударных воздействиях, к примеру, при заезде на выбоину или бордюрный камень, закраина диска часто повреждается. Как следствие, на шине может фиксироваться разрыв стального корда. Такой дефект визуально трудно обнаружить.
- Сезонная смена шин. Они способны во время хранения, если температура и влажность в помещении окажется далекой от идеальных значений, к деформационным воздействиям. Хуже того, резина при хранении повышенной температуры может стать «стеклянной» и перестать выполнять свои сцепные свойства.
Все это негативно влияет на общий баланс колеса и водителям рекомендовано периодически заезжать в шиномонтаж для дефектовки колес и купирования проблем на месте.
Признаки дисбаланса

Не все водители способны определить это негативное воздействия. Чаще всего на плохой баланс колес указывают следующие причины:
- Сильная вибрация руля. Если водитель разгоняется более чем на 60 км/ч, этот дефект можно ощутить уже тактильно.
- Вибрация кузова при движении. Водитель даже на небольшой скорости начинает ощущать мелкое дрожание легкового автомобиля.
- Быстрый износ протекторной части шин. Стоит остановиться и посмотреть на рисунок износа шин, как данный дефект оперативно раскрывается. Не стоит ездить до тех пор, когда уже виден индикатор износа шин (TWI).
- Усложнение управляемости автотранспортным средством. Заносы в сторону на ровной автотрассе также указывают на первопричину этого дефекта.
- Высокий расход бензина без весомых причин. Водитель не знает почему у него резко возрос расход топлива.
Когда водитель замечает данные признаки, то первое что нужно ему предпринять – это прекратить ездить. Нужно как можно быстрее заехать в сервис, узнать первопричину и ликвидировать проблему.
Как часто нужно балансировать колеса?
Специалисты настоятельно рекомендуют данную процедуру каждые 10 000–15 000 км пробега. При таком значительном пробеге резина способна стереться, а балансировочные грузики отлететь и поэтому регулярный заезд в сервис позволяет оперативно определить проблему и купировать ее на месте.
Проверять состояние колес рекомендуется после каждой сезонной смены резины, после ударов колес или столкновении с препятствиями. Осенью на колесные диски часто налипает снег, который далее превращается в лед и это приводит к серьезному дисбалансу. Уклониться от заезда в сервис довольно легко – нужно отмыть диски и резину теплой водой на автомобильной мойке.
Виды балансировки
В современных шиномонтажных мастерских широко используются следующие типы балансировок:
- Статическая. Такое технологическое решение способно ликвидировать разницу по массе исключительно в одной плоскости вращения. Применяется для купирования вертикальных колебаний.
- Динамическая. Берутся во внимание центробежные силы, и производится коррекция баланса сразу в нескольких направлениях. Для проведения такой диагностики широко применяется специальное компьютерное оборудование.
- Финишная. Данную методику часто используют после статических или динамических балансировок. Машина поднимается на подъемнике и колеса разгоняются до 120 км/ч, что позволяет купировать дисбаланс не только на колесном диске, но и на подвеске.
- Автоматическая. Для грузовиков часто производится автоматическая балансировка: внутрь колеса подсыпаются особые гранулы, которые во время езды активно прилипают к внутренней части протектора. За счет работы центробежной силы колесо получает идеальный баланс.
Прежде чем выбирать одну из указанных выше технологий, рекомендуется посоветоваться со специалистом и остановиться на правильной версии.
Как принято производить балансировку колес?
При такой технологии специалистам нужно провести несколько важных этапов:
- Демонтаж колеса. Диск откручивается с помощью баллонного ключа с машины и далее передается мастеру, который внимательно осмотрит его на предмет повреждений, сколов или следов коррозии.
- Установка на стенд. Колесо закрепляют на вал станка, надежно фиксируют и проводят центровку для получения детализованной информации.
- Запуск вращения и поиск дисбаланса. Оборудование вращает диск с заданной скоростью. Техника записывает вибрационные воздействия, и определяют те места, в которые и нужно установить грузики определенной массы.
- Установка балансиров. На стальные диски устанавливаются с помощью стальной прищепки тяжелые грузики. На литых дисках грузики приклеивают с внутренней стороны.
- Контрольный замер. Идет черед тестирования колеса. Если не имеется дисбаланса даже на высокой скорости, то работа считается полностью завершенной.
После проведения указанных выше работ колесо снова устанавливается на автотранспортное средство. Гайки обычно крепко затягивают с помощью обычного баллонного ключа, что позволяет зафиксировать диск на посадочном месте надежно и плотно.