Корзина
Пусто
0 на сумму 0

Гидравлический домкрат: устройство и принцип работы

Время чтения 7 минут | прочитали: 1033

Со­дер­жа­ние

Дом­кра­ты ши­ро­ко ис­поль­зу­ют­ся для подъ­ема на неболь­шую вы­со­ту гру­зов раз­лич­но­го ве­са и объ­е­ма. Ча­ще все­го они при­ме­ня­ют­ся вла­дель­ца­ми ав­то­мо­би­лей, а так­же в ре­монт­ных ма­стер­ских и СТО. С точ­ки зре­ния уни­вер­саль­но­сти, удоб­ства ис­поль­зо­ва­ния и гру­зо­подъ­ем­но­сти сре­ди мно­го­об­ра­зия дом­кра­тов вы­де­ля­ет­ся гид­рав­ли­че­ский дом­крат. Из устройств, пред­на­зна­чен­ных для под­ня­тия гру­зов на неболь­шую вы­со­ту, он об­ла­да­ет наи­боль­шей гру­зо­подъ­ем­но­стью, при этом его кон­струк­ция га­ран­ти­ру­ет на­деж­ность и дол­го­веч­ность.

Где ис­поль­зу­ют­ся гид­рав­ли­че­ские дом­кра­ты

Гид­рав­ли­че­ский дом­крат – устрой­ство, ко­то­рое пред­на­зна­че­но для подъ­ема да­же до­воль­но тя­же­лых и га­ба­рит­ных гру­зов на на­боль­шую вы­со­ту. Он от­ли­ча­ет­ся ком­пакт­но­стью, мо­биль­но­стью и на­деж­но­стью в ра­бо­те, а его об­слу­жи­ва­ние не тре­бу­ет слож­ных и до­ро­го­сто­я­щих ра­бот. Гид­рав­ли­че­ские дом­кра­ты мо­гут вы­пол­нять свои функ­ции как в вер­ти­каль­ном по­ло­же­нии, так и в го­ри­зон­таль­ном, что рас­ши­ря­ет спектр их воз­мож­но­го при­ме­не­ния. Со­че­та­ние этих ка­честв поз­во­ля­ет ис­поль­зо­вать гид­рав­ли­че­ские дом­кра­ты на стро­и­тель­ных пло­щад­ках и при про­ве­де­нии ре­монт­ных ра­бот, а так­же на пред­при­я­ти­ях неф­те­пе­ре­ра­ба­ты­ва­ю­щей и энер­ге­ти­че­ской про­мыш­лен­но­сти, при про­ве­де­нии ра­бот в сек­то­ре сель­ско­го хо­зяй­ства.

Устрой­ство гид­рав­ли­че­ских дом­кра­тов

Прак­ти­че­ски лю­бой гид­рав­ли­че­ский дом­крат со­сто­ит из ры­ча­га, на­сос­но­го плун­же­ра, порш­ня, што­ка, двух об­рат­ных кла­па­нов, про­пуск­но­го вен­ти­ля и ем­ко­сти с ра­бо­чей жид­ко­стью. Прин­цип ра­бо­ты всей кон­струк­ции до­воль­но прост. При дви­же­нии ры­ча­га вверх за счет раз­ре­же­ния в на­сос­ной по­ло­сти она за­пол­ня­ет­ся ра­бо­чей жид­ко­стью, а ко­гда ры­чаг дви­жет­ся вниз, жид­кость вы­тес­ня­ет­ся под пор­шень, под­ни­мая его. По­сле то­го как груз был под­нят на необ­хо­ди­мую вы­со­ту, при необ­хо­ди­мо­сти опу­стить пор­шень вниз нуж­но от­крыть про­пуск­ной вен­тиль. То­гда ра­бо­чая жид­кость из-под порш­ня пе­ре­те­чет на­зад в ем­кость, а пор­шень опу­стит­ся вниз.

При ис­поль­зо­ва­нии гид­рав­ли­че­ско­го дом­кра­та че­ло­век, пе­ре­да­ю­щий ры­ча­гу уси­лие, тра­тит го­раз­до мень­ше сил, чем по­тра­тил бы, под­ни­мая пор­шень на­пря­мую. Уси­лие че­ло­ве­ка, ка­ча­ю­ще­го ме­ха­ни­че­ский ры­чаг, уве­ли­чи­ва­ет­ся за счет гид­рав­ли­че­ско­го ры­ча­га.

Раз­но­вид­но­сти гид­рав­ли­че­ских дом­кра­тов

На се­го­дняш­ний день вы­бор гид­рав­ли­че­ских подъ­ем­ни­ков очень боль­шой. Каж­дая раз­но­вид­ность гид­рав­ли­че­ских дом­кра­тов име­ет свои ню­ан­сы и осо­бен­но­сти, ко­то­рые сто­ит учи­ты­вать, по­сколь­ку они мо­гут по­вли­ять на эф­фек­тив­ность дом­кра­та при при­ме­не­нии в тех или иных усло­ви­ях.

  • Под­кат­ный гид­рав­ли­че­ский дом­крат. От­ли­чие от обыч­но­го гид­рав­ли­че­ско­го дом­кра­та – это ко­ле­са, ко­то­рые при­да­ют устрой­ству боль­шую ма­нев­рен­ность. По су­ти это тот же гид­рав­ли­че­ский дом­крат, по­став­лен­ный на те­леж­ку, ко­то­рую мож­но лег­ко пе­ре­ме­щать с по­мо­щью руч­ки. Та­кой дом­крат мо­жет по­ка­зать­ся на­мно­го бо­лее удоб­ным в ис­поль­зо­ва­нии, чем не осна­щен­ный ко­ле­са­ми, од­на­ко сто­ит учи­ты­вать, что поль­за от ко­лес бу­дет толь­ко в том слу­чае, ес­ли под­кат­ной дом­крат ис­поль­зо­вать на ров­ной и твер­дой пло­щад­ке, ина­че устрой­ство бу­дет пе­ре­ка­ши­вать­ся и по­ка­жет се­бя ме­нее эф­фек­тив­ным. Ча­сто вла­дель­цы не под­кат­ных гид­рав­ли­че­ских дом­кра­тов из­го­тав­ли­ва­ют для них пе­ре­движ­ные плат­фор­мы са­мо­сто­я­тель­но.

  • Ги­брид­ные дом­кра­ты сов­ме­ща­ют в се­бе прин­цип устрой­ства под­кат­но­го и бу­ты­лоч­но­го дом­кра­тов. Та­ки­ми дом­кра­та­ми мож­но управ­лять при по­мо­щи ры­ча­га или нож­ной пе­да­ли, и ча­ще все­го он по­ка­зы­ва­ет се­бя удоб­ным в ис­поль­зо­ва­нии в ав­то­ма­стер­ских и сер­ви­сах.

  • Ром­бо­вый гид­рав­ли­че­ский дом­крат. Так же, как и преды­ду­щий тип, боль­ше по­дой­дет для ав­то­лю­би­те­лей. Этот дом­крат со­сто­ит из двух жест­ких ра­мок, скреп­лен­ных меж­ду со­бой шар­ни­ра­ми. При подъ­еме гру­зов эти рам­ки сме­ща­ют­ся, об­ра­зуя фор­му ром­ба.

Так­же гид­рав­ли­че­ские дом­кра­ты раз­ли­ча­ют по ти­пу при­во­да. Он мо­жет быть гид­рав­ли­че­ским или ме­ха­ни­че­ским. Ме­ха­ни­че­ский при­вод ис­поль­зу­ет для под­ня­тия гру­зов си­лу че­ло­ве­ка, ко­то­рый ка­ча­ет ры­чаг, а при элек­три­че­ском при­во­де ра­бо­ту вы­пол­ня­ет элек­тро­на­сос.

Бу­ты­лоч­ный дом­крат

Од­на из са­мых по­пуляр­ных раз­но­вид­но­стей гид­рав­ли­че­ских дом­кра­тов. При сво­ей про­сто­те кон­струк­ции и на­деж­но­сти он спо­со­бен под­ни­мать бо­лее 100 тонн гру­за. Сам дом­крат сто­ит на до­воль­но боль­шом ос­но­ва­нии, что да­ет ему боль­шую устой­чи­вость. Он от­ли­ча­ет­ся от про­чих ва­ри­а­ций гид­рав­ли­че­ско­го дом­кра­та ком­пакт­ны­ми раз­ме­ра­ми. Су­ще­ству­ет две раз­но­вид­но­сти бу­ты­лоч­ных дом­кра­тов:

  • С од­ним подъ­ем­ным што­ком. При­ме­ня­ет­ся в стро­и­тель­ных и мон­таж­ных ра­бо­тах, ав­то­мо­биль­ных ма­стер­ских и ав­то­сер­ви­сах, для под­ня­тия гру­зов в вер­ти­каль­ной плос­ко­сти.

  • С дву­мя подъ­ем­ны­ми што­ка­ми. Бо­лее уни­вер­саль­ный ин­стру­мент, по­сколь­ку бла­го­да­ря кон­струк­ции мо­жет при­ме­нять­ся как для ра­бот в вер­ти­каль­ном, так и в го­ри­зон­таль­ном по­ло­же­нии, что рас­ши­ря­ет спектр его воз­мож­но­стей.

Са­мой рас­про­стра­нен­ной сфе­рой ис­поль­зо­ва­ния гид­рав­ли­че­ских дом­кра­тов в це­лом и бу­ты­лоч­ных гид­рав­ли­че­ских дом­кра­тов в част­но­сти оста­ет­ся сфе­ра ав­то­мо­биль­ных ра­бот. Ча­ще все­го бу­ты­лоч­ные дом­кра­ты мож­но встре­тить в ав­то­ма­стер­ских, где они поз­во­ля­ют под­ни­мать для ре­мон­та как лег­ко­вые ав­то­мо­би­ли, так и га­ба­рит­ные фу­ры. А за по­след­ние го­ды вы­рос­ла и по­пуляр­ность гид­рав­ли­че­ских бу­ты­лоч­ных дом­кра­тов сре­ди ав­то­мо­би­ли­стов – для про­ве­де­ния ре­мон­та в га­ра­же, а в слу­чае непред­ви­ден­ной си­ту­а­ции – да­же в поле­вых усло­ви­ях.

Прин­цип ра­бо­ты бу­ты­лоч­но­го дом­кра­та ма­ло чем от­ли­ча­ет­ся от об­ще­го прин­ци­па функ­ци­о­ни­ро­ва­ния гид­рав­ли­че­ских дом­кра­тов. В ка­че­стве ра­бо­чей жид­ко­сти во всех ви­дах гид­рав­ли­че­ских дом­кра­тов ис­поль­зу­ют­ся ис­клю­чи­тель­но мас­ла с низ­кой вяз­ко­стью, ко­то­рые не под­вер­же­ны сжа­тию и спо­соб­ны обес­пе­чить мощ­ную подъ­ем­ную си­лу. Все бу­ты­лоч­ные дом­кра­ты ис­поль­зу­ют за­кон вы­тес­не­ния жид­ко­сти для под­ня­тия порш­ня. При на­кач­ке боль­ших объ­е­мов мас­ла в гер­ме­тич­ный ре­зер­ву­ар под порш­нем оно да­вит на окру­жа­ю­щие его стен­ки. Од­на­ко они рас­счи­та­ны на та­кое дав­ле­ние, и мас­ло рас­ши­ря­ет про­стран­ство за счет вы­тал­ки­ва­ния вверх порш­ня. По­сколь­ку мас­ло не под­вер­же­но сжа­тию, а стен­ки ре­зер­ву­а­ра и в це­лом кор­пус дом­кра­та вы­пол­не­ны из ис­клю­чи­тель­но проч­ных ма­те­ри­а­лов, пор­шень, опи­ра­ю­щий­ся на мас­ля­ную ос­но­ву, сто­ит так же на­деж­но, как и на ров­ной твер­дой по­верх­но­сти.

До­сто­ин­ства и недо­стат­ки гид­рав­ли­че­ских дом­кра­тов

Гид­рав­ли­че­ские дом­кра­ты име­ют боль­шой КПД (до 80%), поз­во­ля­ют плав­но опус­кать и под­ни­мать гру­зы лю­бо­го ве­са и га­ба­ри­тов и фик­си­ро­вать их на необ­хо­ди­мой вы­со­те.

При этом та­кие подъ­ем­ни­ки так­же име­ют и свои недо­стат­ки. В част­но­сти, до­ста­точ­но вы­со­кую стар­то­вую вы­со­ту подъ­ема гру­за. Так что гид­рав­ли­че­ские дом­кра­ты вряд ли по­дой­дут для ав­то­мо­би­лей с низ­ким кли­рен­сом. Кро­ме то­го, невоз­мож­но точ­но про­кон­тро­ли­ро­вать, на ка­кую вы­со­ту опу­стит­ся груз. При этом хра­не­ние и транс­пор­ти­ров­ка дом­кра­тов долж­на про­во­дить­ся ис­клю­чи­тель­но в вер­ти­каль­ном по­ло­же­нии, чтобы предот­вра­тить вы­те­ка­ние ра­бо­чей жид­ко­сти. При этом по­доб­ные дом­кра­ты до­воль­но неудоб­ны в экс­плу­а­та­ции имен­но за счет зна­чи­тель­но­го ве­са и срав­ни­тель­но мед­лен­но­го подъ­ема гру­зов.

Воз­мож­ные при­чи­ны по­ло­мок гид­рав­ли­че­ских дом­кра­тов

Су­ще­ству­ет не так мно­го при­чин по­ло­мок гид­рав­ли­че­ских дом­кра­тов, и ча­ще все­го в их ос­но­ве ле­жит непра­виль­ная экс­плу­а­та­ция устрой­ства. Это мо­жет быть пре­вы­ше­ние мак­си­маль­но до­пу­сти­мо­го ве­са под­ни­ма­е­мо­го гру­за, по­пыт­ки са­мо­сто­я­тель­но­го ре­мон­та или за­ме­на ра­бо­чей жид­ко­сти на непод­хо­дя­щую и то­му по­доб­ные на­ру­ше­ния. В це­лом же о по­лом­ке и необ­хо­ди­мо­сти ре­мон­та дом­кра­та мо­гут сиг­на­ли­зи­ро­вать та­кие непо­лад­ки:

  • Оста­нов­ка ра­бо­ты. Мо­жет сиг­на­ли­зи­ро­вать о том, что в си­сте­ме от­сут­ству­ет мас­ло или за­со­рил­ся фильтр. Для пол­но­цен­но­го ре­мон­та необ­хо­ди­мо разо­брать­ся в при­чи­нах, разо­брав дом­крат и устра­нив непо­лад­ки.

  • Невоз­мож­ность под­нять пор­шень. В та­ком слу­чае, ско­рее все­го, для подъ­ема недо­ста­точ­но ра­бо­чей жид­ко­сти в ре­зер­ву­а­ре.

  • Мед­лен­ный подъ­ем порш­ня, подъ­ем рыв­ка­ми. Необ­хо­ди­мо про­дуть си­сте­му от воз­ду­ха, ко­то­рый воз­дей­ству­ет на пор­шень.

  • Сни­же­ние дав­ле­ния – свя­за­но с вы­хо­дом кла­па­на из строя. Ча­ще все­го для вос­ста­нов­ле­ния ра­бо­че­го со­сто­я­ния дом­кра­та тре­бу­ет­ся за­ме­нить при­шед­ший в негод­ность кла­пан.

В боль­шин­стве си­ту­а­ций до­ста­точ­но разо­брать кор­пус дом­кра­та, чтобы по­нять, в чем при­чи­на по­лом­ки. И в слу­чае ме­ха­ни­че­ско­го по­вре­жде­ния ка­ко­го-то из эле­мен­тов си­сте­мы (кор­пу­са или порш­ня) на­деж­нее все­го бу­дет ку­пить но­вый дом­крат, по­сколь­ку та­кие по­вре­жде­ния сла­бо под­да­ют­ся ре­мон­ту.

В це­лом ре­монт дом­кра­та сво­и­ми ру­ка­ми так­же воз­мо­жен, ес­ли нет воз­мож­но­сти об­ра­тить­ся за про­фес­сио­наль­ным ре­мон­том. Ре­монт на­чи­на­ет­ся со сня­тия подъ­ем­но­го порш­ня, чтобы вы­явить его воз­мож­ные по­вре­жде­ния. При вы­яв­ле­нии де­фек­тов необ­хо­ди­мо за­ме­нить пор­шень. Так­же при ре­мон­те необ­хо­ди­мо обя­за­тель­но про­мыть и очи­стить про­пуск­ной кла­пан. Его сле­ду­ет за­ме­нить при об­на­ру­же­нии ка­ких-ли­бо де­фек­тов. Все де­та­ли необ­хо­ди­мо осмот­реть на пред­мет изъ­я­нов и де­фек­тов, за­ме­нив вы­шед­шие из строя, про­мыть в ке­ро­сине и уста­но­вить на свои ме­ста. Так­же ме­ня­ют­ся все уплот­ни­тель­ные про­клад­ки, а по­сле сбор­ки дом­кра­та необ­хо­ди­мо за­лить в него но­вую ра­бо­чую жид­кость.

При необ­хо­ди­мо­сти, ес­ли в ра­бо­чей жид­ко­сти на­ко­пи­лись пу­зырь­ки воз­ду­ха по­сле дли­тель­ной экс­плу­а­та­ции, необ­хо­ди­мо про­ка­чать си­сте­му для из­бав­ле­ния от них. Для это­го нуж­но от­крыть про­пуск­ной кла­пан меж­ду ре­зерв­ным бач­ком и ра­бо­чей ем­ко­стью, снять с бач­ка крыш­ку и несколь­ко раз пе­ре­ка­чать мас­ло. Это поз­во­лит уда­лить пу­зырь­ки воз­ду­ха из ра­бо­чей жид­ко­сти и вос­ста­но­вить нор­маль­ную ра­бо­ту си­сте­мы.

Для за­лив­ки но­во­го мас­ла необ­хо­ди­мо слить ста­рую ра­бо­чую жид­кость и про­мыть си­сте­му жид­ко­стью для про­мыв­ки. Для это­го про­мы­воч­ную жид­кость нуж­но за­лить в дом­крат и несколь­ко раз пе­ре­ка­чать ее, до­лить еще про­мы­воч­ной жид­ко­сти и сно­ва пе­ре­ка­чать ее несколь­ко раз. По­сле это­го мож­но слить жид­кость для про­мыв­ки и за­лить но­вое мас­ло до вер­ха мас­ля­но­го бач­ка. По­сле его за­лив­ки необ­хо­ди­мо несколь­ко раз про­ка­чать дом­крат, до­ли­вая мас­ло при необ­хо­ди­мо­сти.

Для про­дле­ния сро­ка служ­бы дом­кра­та ре­ко­мен­ду­ет­ся экс­плу­а­ти­ро­вать его толь­ко со­глас­но ин­струк­ции для кон­крет­но­го устрой­ства, а так­же вы­пол­нять своевре­мен­ный уход и за­ме­ну по­вре­жден­ных эле­мен­тов кон­струк­ции. Нуж­но не ре­же, чем раз в пол­го­да, ме­нять мас­ло в дом­кра­те, обя­за­тель­но про­мы­вая си­сте­му. При­чем для зим­не­го вре­ме­ни го­да луч­ше ис­поль­зо­вать син­те­ти­че­ские мас­ла и хра­нить дом­крат в теп­лом и су­хом по­ме­ще­нии, чтобы ра­бо­чая жид­кость не за­гу­сте­ла. Так­же неже­ла­тель­но дол­гое вре­мя ра­бо­тать с дом­кра­том на мо­ро­зе – это мо­жет при­ве­сти к преж­девре­мен­но­му вы­хо­ду си­сте­мы из строя.

Подписывайся на рассылку и получай свежие новости и акции от AE&T
X

Подписаться на рассылку

Тема:
Имя:
*E-mail:
*Сообщение:
Спасибо за внимательность!
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.